Порнократия в искусстве
8989 4.5 / 11
Как часто взвизгивают наши милые старушки: «Что за срам?! Совсем молодежь распоясалась! В наше время такого не было!» Однако молодежь распоясалась уже достаточно давно, пожалуй, еще в те времена, когда современных старушек еще не было на белом свете.
Эротические мотивы с лихвою преобладали еще в творчестве мастеров древнейших цивилизаций Востока и Запада. Ведь, что может быть прекрасней и совершенней обнаженного женского тела, к изображению которого и обращались самые именитые художники всех времен и народов. Более того, эротика в искусстве была делом вполне привычным, но некоторые художники шли еще дальше и не брезговали прибегать в своем творчестве к форменной порнографии.
Первыми «извращенцами» в западном искусстве, безусловно, были древние греки и римляне, щедро украшавшие предметы домашнего и сакрального назначения изображениями обнаженных тел в разнообразных видах сексуальных актов.
Любовная сцена (античная краснофигурная керамика). Греция, Триполи, 470 год до н.э.
Кстати сказать, изображение полового акта между мужчиной и женщиной были самым невинным мотивом в древнегреческих и древнеримских произведениях искусств, так как зачастую мотивы изобиловали изображениями групповых оргий, полового акта между представителями одного пола или вовсе соития мифологических существ с разными видами животных.
Древнегреческая оргия (античная краснофигурная керамика). Греция, 480 год до н.э.
Благо, религия древних греков и римлян изобиловала мифологическими существами на любой вкус и цвет, и приветствовала сексуальную раскрепощенность в любой форме. Существовали даже мистерии, где в качестве инициации участникам приходилось заниматься сакральными сексуальными извращениями с представителями верховного жречества, что, конечно же, не смогло не отобразиться в живописи того времени.
Изображение древнеримской мистерии. Девушка исполняет ритуальный минет верховному жрецу, фреска из виллы Мистерий, 1 век н.э.
Однако не стоит акцентировать внимание на искусстве древнего мира, ведь, во-первых, многочисленные сохранившиеся артефакты имеют сугубо историческую ценность: в контексте художественного наполнения эти изображения весьма условны; а во-вторых, их потрепанный тысячелетиями внешний вид не представит глубокого эстетического удовлетворения для современного читателя.
Гораздо интересней обратиться к порнографии в искусстве последующих исторических периодов, когда, по прошествии десятка веков христианского гнета свободной художественной мысли, художники Ренессанса, совершив глобальную культурную революцию, стали постепенно устремлять свои взоры к творчеству художников Античности, и тяга к изображению обнаженного тела, как прежде, стала лейтмотивом в живописи.
Так, итальянский живописец и гравер эпохи Возрождения - Агостино Карраччи, продемонстрировал весьма обширные знания в тонкостях плотских утех, проиллюстрировав книгу «I Modi» (Путь). Художественно исполненные гравюры Каррачии, иллюстрирующие сонеты Петро Аретино, изображают мифических героев и богов, занимающихся сексом в различных позах. Однако вскоре после издания книги, по приказу папы Климента VII все известные копии книги, за исключением нескольких фрагментов, были уничтожены.
Анжелика и Медор, персонажи "Неистового Роланда", гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Юлия и атлет, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Геркулес и Деянира, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Вакх и Ариадна, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Ахилл и Брисеида, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Овидий и Коринна, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Алкивиад и гетера Гликера, гравюра Агостино Карраччи, 1557-1602
Впоследствии, после уничтожения первого издания книги, было предпринято несколько более успешных попыток ее переиздания. Книга имела большую популярность в обществе того времени, и уже три столетия спустя французский художник-любитель «клубнички» - Эдуар Анри Авриль, специализирующийся на иллюстрировании эротической литературы, представил свою художественную трактовку знаменитых «Поз Аретино», наделив иллюстрации еще большей сексуальной экспрессией и откровенной извращенностью, о которой итальянский живописец Карраччо в свое время мог только мечтать.
Последующие XIX и XX века дали порнократии в искусстве «зеленый свет», перенасытив умы ценителей изобразительного искусства порнографией на любой вкус, да так, что, выпущенного когда-то из бутылки порно-джинна, сегодня с большим трудом удается запихнуть обратно. Ведь на смену старым амфорам и гравюре, монументальной и станковой живописи с порнографическим изображениями, которые в прежние времена были доступны лишь представителям аристократии, пришел кинематограф и интернет, где отдаться во власть порнографии может любой желающий.
Иллюстрация: Репродукция картины Гюстава Курбе «Происхождение мира», 1866 год